В Санкт-Петербурге открылась экспозиция моды 1960-70-х годов
Kонюшенный корпус ЦПКиО имени С. М. Кирова выбран для этого события не случайно. В 70-е годы в Елагиноостровском дворце проходили выставки одежды Дома моделей. На многих фотографиях фоном служит прекрасный парк, созданный архитектором Росси, а также интерьеры дворца-музея.
Знаменитые манекенщицы 60-70-х Лия Китц и Евгения Хартлебен-Куракина вспомнили лучших модельеров и фотографов, свои поездки по стране и за рубеж, а также ответили на вопросы журналистов, главным из которых был: считалась ли в советские годы профессия манекенщицы престижной?
Несмотря на свой возраст, журналистам бывшие манекенщицы представились на европейский манер – без отчества. Лия – коренная петербурженка, живет в Северной столице по сей день. Евгения давно переехала в Берлин. В Петербург она приехала на открытие выставки, здесь большая часть фотопортретов – из ее архива.
– В один прекрасный момент, уже живя за границей, я поняла, что у меня хорошая коллекция. Я собирала не только свои фотографии, но и девочек, с которыми работала. И мне захотелось показать ее петербургской публике. Собирала по крупицам, ведь доступа к фотографиям у нас, манекенщиц, не было, – поделилась Хартлебен-Куракина.
Автор большинства фотографий – Петр Сегаль, был одним из ведущих фотографов города, много снимал для ленинградских Дома мод и Дома моделей, считался своеобразным монополистом в этой области. Его давно нет в живых. По рассказам женщин, Сегаль прекрасно понимал, что снимать только в студии – скучно и тяжело, ему удавалось заказывать автобус, и тогда они отправлялись в ЦПКиО, в Петергоф, Ораниенбаум (“это были милые и приятные отдушины”). Представленные на выставке портреты – это в основном фотосессии для ленинградского журнала мод. У него не было названия, он не продавался, но был в каждом ателье.
Корни петербургского стиля – скромная “интеллигентная роскошь”, над которой время не властно. Это строгость, классика, элегантность. “Наших девушек во всех городах на улице отличали, сразу узнавали ленинградок”, – говорит Лия.
За полвека многое изменилось: идеалы красоты, оплата труда моделей, даже представление о престижности профессии. В советские времена, по словам Евгении, многие считали, что ее работа – “это плохо, низко, недостойно, мы стеснялись ее, говорили, что работаем продавщицей или швеей”.
Сегодня модели не “подрабатывают на полставки на фабрике”, как приходилось Лие Китц и другим ее коллегам.
– В Доме моделей у меня была зарплата 65 рублей в месяц. Чтобы получить высшую ставку 125 рублей, надо было отработать много лет, заслужить определенный разряд.
– В нашем словаре не было слов “диета”, “похудеть”, – вспоминает Евгения. – Наш администратор Мария Михайловна говорила: “Прожорливее манекенщиц никого в жизни не встречала”. У нас был тяжелый физический труд, эдакий спорт, мы тратили много энергии…
– Сейчас все модели “90-60-90”, – заметила Лия. – Тогда мы были разными: от худеньких “старшеклассниц”, “подростков” до уже солидных женщин. Диеты не были нужны.
В планах – показ выставки в Берлине, Париже. В Германии задуман проект: в музее моды известного коллекционера Жозефины фон Крепл совместят ленинградские фотографии с коллекцией одежды, которую носили тогда в ГДР, чтобы продемонстрировать сходство и различия советского и немецкого стилей.
Quelle: http://www.rg.ru