Камерная выставка в петербургском ЦПКиО рассказывает больше о женских характерах, чем о моде
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ
|
Выставочные залы Конюшенного корпуса выбраны для этой экспозиции не случайно. Некоторые фотографии, экспонируемые на выставке, здесь, на Елагином острове, и сделаны. А в самом Елагиноостровском дворце 40-50 лет назад регулярно проходили модные показы (конечно же, в рамках культурной работы, проводившейся парком). Можно добавить и то, что в те годы ЦПКиО имени Кирова по части культмассовой работы был не слабее Кировского театра по части балета.
Выставка же, которую показывают здесь сейчас, выглядит скорее камерной, чем массовой. Несколько десятков кристального качества черно-белых фотографий, размещенных по нескольку снимков в одной раме. Примерно так и развешивали их в ателье особо модных индпошивов. Снимки в основном женские: мужчин в советской моде в те годы еще меньше, чем в мировой.
На одной из самых запоминающихся фотографий никакой модной одежды и вовсе нет. На ней головка в треть оборота с модной прической “хала”, длинная обнаженная шея, густо “нагуталиненные” ресницы. Ничего общего с тем, во что эта прическа превратилась в повседневном обиходе советских торговых работников. Придумала ее для конкурса парикмахеров в 1966 году Галина Нагибина, фотопортрет сделал знаменитый Петр Сегаль — главный, если не единственный ленинградский модный фотограф. А модель — Евгения Хартлебен-Куракина, сегодня она одна из инициаторов этой выставки.
В ЦПКиО привезли много фотографий из ее архива, как студийных, так и сделанных на пленере. На них можно разглядеть и крой, и детали отделки. Порадоваться, как тогда говорили, комплектам. Иногда немного смешным и очень декоративным (вот все в горошек — и коротенькие брючки, и курточка, и кепочка). Или удивиться непреходящей элегантности коротких коктейльных платьев с перчатками до локтя, которым мог бы позавидовать и Голливуд. Мода тех лет очень кинематографична — но куда идти в таком платье советской женщине?
На самом деле идти можно было куда угодно. Вот у меня дома есть фотография мамы в серьезном, но все же откровенно коктейльном платье на ленинградской улице. Только без перчаток, а с плетеной сумочкой и авоськой, из которой выглядывают огурцы и бумажный сверточек, а в нем, скорее всего, 200 граммов докторской колбасы кусочком. С другой стороны, и любительский снимок манекенщиц Дома моделей, cделанный в 1963 году, вполне мог бы сойти за групповой портрет передовой молодежной лаборатории какого-нибудь там НИИ.
Большинство фотографий сделаны все же Петром Сегалем (cейчас этого фотографа уже нет в живых). Каждая как стоп-кадр из фильма: можно придумать и судьбу, и характер героини, которая надела сегодня летящее белое платье, забрала волосы в хвост и печально стоит на ступенях рассыпающейся лестницы. Все-таки правы организаторы “Ленинградской моды”: на выставке представлены вовсе не фотографии платьев, а воспоминания о модных женских образах. Даже о модных женских характерах и настроениях. Впрочем, и модели одежды можно разглядеть. Вот, скажем, клетчатый костюм — короткий жакет и юбка макси. Петр Сегаль сфотографировал его в 1973 году. Модель была рекомендована ленинградским ателье к пошиву.
А вскоре в таких костюмах, вместо того чтобы, как на фотографии, плыть куда-то на яхте вместе с лощеным спутником, уже вышагивали на работу молодые инженеры. Некоторые и широкополую шляпу не забывали надеть. Так что ленинградская мода не рождалась на улицах. Она проектировалась в домах моды. Во всяком случае, на выставке в ЦПКиО это видно абсолютно отчетливо. Как, впрочем, видно и то, что рождалась иногда вдогонку. В 60-е еще не отпускали new look, в 70-е осторожно и с оглядкой торопились за хиппи.
Но о развитии моды эта выставка все же не расскажет. Фотографии представлены главным образом из собраний манекенщиц тех лет. Из личного архива Евгении Хартлебен-Куракиной (сейчас живущей в Берлине), собиравшей фотографии свои и “других девочек”, и Лии Китц (она по-прежнему в Петербурге). А портфолио в те годы собирались из тех отпечатков, которые моделям удавалось выпросить или подобрать во время своего восьмичасового трудового дня.